В 1881 году, на закате эпохи великих реформ, Михаил Тариелович Лорис-Меликов, армянин по происхождению и влиятельный министр внутренних дел Российской Империи, предпринял смелую, хотя и осторожную, попытку ввести элементы конституционализма в самодержавную систему. Его план, далеко не радикальный, заключался в создании консультативного органа, своеобразного предшественника парламента, в который вошли бы представители земств и крупных городов – так называемого третьего сословия. Этот орган, не обладающий правом законодательной инициативы (которая оставалась прерогативой монарха), должен был участвовать в обсуждении и подготовке законопроектов, фактически являясь совещательным органом при правительстве. Идея заключалась не в радикальном свержении самодержавия, а в его эволюционной трансформации, в осторожном привлечении общественности к управлению государством.
Проект Лорис-Меликова, представлявший собой компромисс между стремлением к либерализации и необходимостью сохранения монархической власти, был единодушно одобрен 16 февраля 1881 года на Особом совещании, в котором принимал участие цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. Получив одобрение, Лорис-Меликов ожидал скорого утверждения проекта императором Александром II. Император, по сообщениям, намеревался вынести проект на обсуждение Совета министров 5 марта. Однако, трагическая смерть Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 года резко изменила ситуацию.
Убийство императора стало поворотным пунктом не только для Российской Империи, но и для судьбы проекта Лорис-Меликова. Новый император, Александр III, находившийся под сильным влиянием консервативного обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, счел проект слишком либеральным и опасным для самодержавия. Победоносцев, ярый противник любых реформ, убедил Александра III в том, что создание даже совещательного органа представляет угрозу незыблемости монархической власти. В результате, Лорис-Меликов был немедленно отправлен в отставку, а проект конституционных реформ был отклонен. Сам Александр III, согласно сохранившемуся «всеподданейшему докладу», лично отметил на документе синим карандашом свое удовлетворение от того, что «преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан».
Этот эпизод ярко иллюстрирует сложную и противоречивую политическую ситуацию в России конца XIX века. Проект Лорис-Меликова, хотя и не реализованный, заложил определенные предпосылки для дальнейшего развития конституционных идей в России. Он показал, что даже в условиях жесткого самодержавия существовали попытки осуществить реформы, направленные на улучшение управления государством и привлечение общественности к политической жизни. Однако, консервативные силы, представленные фигурами вроде Победоносцева, предотвратили эти попытки, отбросив Россию на десятилетия в сторону жесткой автократии. Вклад Лорис-Меликова остаётся предметом дискуссий среди историков, но его прогрессивные идеи оказали несомненное влияние на будущее конституционного развития России, хотя и косвенным путем, послужив импульсом для дальнейших раздумий о необходимости реформ и участия населения в государственном управлении.
Важно отметить также, что проект Лорис-Меликова не был единственной попыткой введения конституционных элементов в России в то время. Существовали и другие, часто менее известные, инициативы и проекты, которые подчеркивают сложность и многогранность политической мысли этого периода. Изучение этих проектов позволяет получить более полное представление о том, каким образом формировалась конституционная традиция в России, и какие факторы влияли на ее развитие. Кроме того, биография самого Лорис-Меликова заслуживает отдельного внимания, как примера яркого политического деятеля, чьи действия оказали значительное влияние на историю России.
Что касается поздравлений с Днём Конституции, они, безусловно, уместны и важны. День Конституции – это праздник основного закона государства, документа, который определяет права и свободы граждан, описывает структуру государственной власти и основы общественного строя. Этот день позволяет нам еще раз задуматься о значении конституционных принципов для развития демократического общества, подчеркнуть важность защиты прав и свобод каждого человека. Поздравления жителей Липецка и Липецкой области с Днём Конституции являются важным проявлением гражданской активности и патриотизма.
_________
С уважением: Акобян Сурен Сахакович
Общественный деятель и публицист, член Совета Липецкого общества прав человека